nandzed: (Default)
nandzed ([personal profile] nandzed) wrote2010-10-03 01:13 pm

И если хаос моя эпитафия, то все равно буду ползти. О Сартре как "опешившей тле"

Взял у "Одной на льдине" здесь: http://odna-na-ldine.livejournal.com/98924.html#cutid1

Как воспоследовало из пришедшаго коммента, это тоже перепост, но мне уже и не важно, приведу краткое (двойная перегонка, холодный отжим), что мне пришлось сразу важным:

"...приходится с сожалением признать, что он был, по сути, человеконенавистником, антигуманистом. И это даже несмотря на активную социально-политическую позицию писателя, которая, впрочем, никогда не приводила к значительным результатам.

...Словно агент Смит из главного блокбастера XX века, Сартр испытывал брезгливость ко всему натурально человеческому, испытывал экзистенциальную тошноту. И мечтал сбежать из воняющего человечиной, тошнотворного мира какой-никакой реальности в идеальный мир букв и цифр, райскую идеальную суперматрицу. Для Сартра (как и для агента Смита) такой лазейки не нашлось и найтись по определению не могло. И Сартр это отчётливо, болезненно переживал.

Безусловно, Сартр, как и другие знаменитые «уродцы» (низкорослый, темнолицый Наполеон и рыжий Ленин), пришёлся ко времени. Эпоха становления его славы — время между 1918-м и 1939 годом — была эпохой тоталитаризма и борьбы с ним. Это была «жизнь взаймы», люди предчувствовали новую мировую войну и хотели насладиться, чем, как и пока можно. И если Запад или Советский Союз жили по известному библейскому принципу «кто не с нами, тот против нас», то Сартр объявил: вообще все против тебя.

Писатель приучился смотреть на людей с нескрываемым отвращением, но вместе с тем болезненно нуждался в их одобрении, принятии, подтверждении собственной, абсолютно виртуальной, по его философии, реальности.

В реализации своих притязаний Сартру сильно помогала его феноменальная приспособляемость: так, из нацистского лагеря, в котором он очутился волей судьбы, философу удалось улизнуть, сфабриковав фальшивую медицинскую справку об ухудшении состояния здоровья. А профессорский пост в университете Кондорсет в октябре 1941 года Сартр занял благодаря тому, что правительство Виши удалило с этой должности еврея — профессора Анри Дрейфуса Ле Фуае.

Другой гранью его попытки добиться утверждения собственной «виртуальной» реальности были многочисленные сексуальные похождения. Удивительно, но Сартр, всю жизнь которого можно было бы назвать (с точки зрения психологии Альфреда Адлера) гиперкомпенсацией физического уродства, встречал восхищение и обожание прекрасной половины человечества".

А вообще спасибо "Одной на льдине" за перепост краткой и обширной в то же время истории жизни Сартра, весь текст перепоста здесь: http://odna-na-ldine.livejournal.com/98924.html#cutid1

Как отмечал Сартр, «история жизни человека, какой бы жизнь ни была, есть история неудачи» («Бытие и ничто», 1943).