nandzed: (Default)
nandzed ([personal profile] nandzed) wrote2012-10-29 03:12 pm

С благодарностью посвящается всем, кто мне помогает

Напрасно было бы, говорит Шопенгауэр, объяснять нравственность причинами и следствиями, еще не дай Бог необходимостью социума и чем угодно: нравственность «неестественна». Она присут­ствует в нашем мире прозаическими привычными про­явлениями, порядочностью, вежливостью, но невидимыми корнями, своей основой уходит в тот самый опыт, кото­рый, по Шопенгауэру, внезапен, только возможен, всегда непредсказуем. Основания нравственности поэтому мис­тические, стоит копнуть чуть поглубже, и в таком повсед­невном поступке как благотворительность, милосердие обнаружатся начала этики. «Каждый в чистоте намере­ния проявленный акт благотворительности показывает, что осуществляющий его вступает в прямое противоре­чие с миром явлений, в котором посторонний индивид стоит совершенно отдельно от него, (в поступке милосер­дия) он признает себя тождественным с ним».



...Одна из этих фикций в том, что не все же, говорит человек помо­гая, думать только о себе, надо подумать и о другом. Этим по видимости бесспорным топосом он как раз скрывает от себя тайную суть дела, отворачивается от самого себя: другой-то не другой.

...По­ступок, говорит Шопенгауэр, выдает, что другой человеку не другой, и когда сам человек себе не дороже друго­го, он как бы переселяет себя в него.

..Вот и теперь, прямо когда я говорю что привязанность не кончается, когда кончается тот, кто привязан — имея в виду привязанность как одно из названий отношения tattvam, — то я цензурую себя, сомневаясь: ну не надо все-таки читать людям целиком фразу, конец которой я сейчас изложил, ведь эта фраза вся вот какая: «Эта гибель — гибель всего лишь явления, кажимости (Erscheinung), и сама эта гибель явление, кажимость; напротив истинное существо гибнущего, незатронутое гибелью, продолжается в другом, в котором он именно сейчас, как показывает его поступок, так ясно узнает это свое существо».

...Мы пуганые насчет неправильного мировоззрения, обеспокоены тем чтобы иметь правильное. В нас мало презрения к истерическому окрику, еще меньше спокойной готовности расписаться в своей некомпетентности и сойти со столбовой дороги разума. Но все-таки одну бесспорную вещь, которую заметил Шопенгауэр, даже его критики все-таки должны будут признать, обязаны. Акт милосердия действительно почти всегда обставлен препятствиями типа сложной стеснительности, если не хуже. Отдать пять копеек нищенке совсем не такое простое дело как отдать их за билет, и вовсе не потому что жалко денег.

...Обставленность милосердного поступка разнообразными осложнениями подтверждает шопенгауэровскую мысль о мистическом основании бескорыстной нравственности. Нравственный поступок выпадает из причинной объяснимости. В нем человек не ведая того оступается в свое существо, которое не Я, а это ты. Что произошло, ни сам милосердно поступивший, ни те, кто вокруг, не обязательно должны понимать, но что задевающее всех произошло, почувствует каждый.

В.В.Бибихин