Глен Гульд. Юбилей гения
Sep. 25th, 2012 09:49 am![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
А вот интересно написал
![[livejournal.com profile]](https://www.dreamwidth.org/img/external/lj-userinfo.gif)
80 лет назад родился Глен Гульд! Без его исполнения баховских шедевров (Гольдберг-вариации, ХТК, Искусство фуги, Партита 6) трудно представить себе музыкальную культуру XX века. Известно, что запись ГВ была отправлена в космос для контакта с иными мирами.
Для меня Гульд это семиотическое явление. Причем весьма сложное. С одной стороны, отказавшись от концертов, он обрел полную свободу погружения в глубину музыкальной ткани. Сделав свое творчество зависимым от записи, он первым из пианистов всерьез расслышал себя со стороны, отнесясь к себе как к Иному. С другой стороны, отказ от концертов (т.е. от внешнего мнения) сделал свободу его сценического поведения близкой к абсурду. Чего стоит только его подмурлыкиванье во время игры! А ведь было еще и дирижирование левой рукой, и сутулая посадка, и игра перед телекамерой в домашней одежде.
Для любителей музыки отрешение Гульда было благом, потому что ранние его записи явно носят отпечаток внешней виртуозности, в них очевидны гениальность, эмоциональность, несобранность и произвольная трактовка текста. Уйдя в студию, Гульд приглушает эмоциональность, становится предельно логичным в интерпретации (арифметически просчитывая каждый музыкальный момент, как это было в ГВ) и уходит в медитацию. Он делает свою гениальность неочевидной, поскольку целиком растворяется в музыке.
Было ли благом отрешение Гульда для самого Гульда - не знаю. Скорее всего, нет, поскольку он умер в пятьдесят лет и не имел личной жизни. Его творчество подпитывалось только теми источниками, которые были в нем самом, а эти источники легко исчерпаемы. Разумеется, одиночество Гульда было в известной мере публичным, поскольку о нем снимали фильмы, с ним записывали и печатали интервью. Однако он был лишен тех необходимых внешних стимулов, которые продлевают жизнь и возобновляют источники энергии в личности.
Но в том и состоит двойная жертва Гульда, что он принес свою жизнь в дар своему творческому гению, а свой творческий гений умалил ради служения чистой гармонии. В результате он воспринимается как явление столь же средневековое, сколь и космическое. Полная самоотдача лишает дар творца границ. Поэтому именно его записи и послали в космос, надеясь, что язык его исполнения максимально близок языку обитателей иных миров.