Apr. 10th, 2010

nandzed: (Default)

Этот вопрос, по существу, относится к дискуссионной области о генезисе внешних и внутренних тантр. Выяснилось, что тезис о взятии страстей в качестве пути не является специфическим свойством ануттара-тантр, и вот конкретный пример - «Сутра Великой Радости алмазного сокровения истинной действительности самая» (сокращенно — «Рисюкё»).


 цитата:
Этот текст ассоциируется с традицией Таттвасамграха. «Таттвасамграха–сутра» описывает первое из восемнадцати собраний мандалы Алмазного Мира, включенных в «Ваджрашекхара–сутру». Предполагается, что этот текст излагает ход восемнадцати церемоний, проведенных в разных местах и в разное время. Переводы Ваджрабодхи и Амогхаваджра, часто именуемые «Ваджрашекхара–тантра», соответствуют первой части описания первого собрания. В «Рисюкё» говорится о шестом собрании.

Центральная тема сутры — идентичность обычных существ с Буддой, поэтому в ней нашла свое полное отражение теория «становления Буддой в нынешнем теле» (абхисамбодхи). В «Рисюкё» делается попытка отойти от мира и «обрести Будду», однако мудрость и сострадание Будды она ищет в самом человеке. Если обычно это выражается в форме превращения, то здесь представляет собой, скорее, очищение. Чувственные страсти (клеша) не уничтожаются, не устраняются, но воспринимаются тем, чем являются на самом деле.

«Рисюкё» не проповедует сексуальной распущенности, но и не учит о плотском воздержании. Главная ее идея — очищение блаженства, чистота страсти. От них не следует избавляться, их надо трансформировать, воспринимать по–иному. Поскольку все дхармы пустотны, возможно изменить их точно так же, как обычное сознание превращают в мудрость.

Будучи пустотными, дхармы чисты; пусты привязанности, потому чисты и они. «Рисюкё» является текстом восхваления, поскольку превозносит внутренне чистую природу всех дхарм.


http://www.japonica.ru/Buddhism/Rishukyo.shtml

Меж тем, вот как, по каким признакам классифицировали методы тантр в истории:

Классификации письменных источников Ваджраяны
http://buddhismofrussia.ru/texts/15/

Внутренние классификации "питаки видьядхар" также появились еще в Индии. В качестве одной из простейших можно указать троичную классификацию, содержащуюся в Комментарии на Тантру ваджрного нектара:
"Все тантры – это Крия-тантры ("действия"), Чарья-тантры ("исполнения") и некоторые тайные тантры".6
Эта же классификация встречается у ачарьи Буддхагухьи и некоторых других авторов, указывавших, что третий разряд тантр именуется Йога-тантры.
В тантре Компендиум [ваджрных] знаний (N 447) предлагается пятиричная классификация тантр. Отличие этой системы от предыдущей, по мнению Бутона, состоит в том, что класс Тантр действия разделен на две категории: на тантры, нацеленные преимущественно на обретение обычных или высших сиддхи. Класс Йога-тантр также разделен на тантры Йоги и Высшей йоги (ануттара-йоги) или же на тантры внешней и внутренней йоги.
Несколько иная, пятеричная, классификация в тантре Океан даков, у ачарьи Шантипы и в традиции Калачакра-тантры, где говорится о тантрах "улыбки", "взгляда", "касания грудей", "держания рукой", "соития двоих"7. В отношении этого разделения Бутон ссылается на ачарью Абхъясу, пояснявшего, что пять категорий возникает в том случае, если высший из четырех классов тантр – класс Махайоги – дифференцировать по удельному весу внешних и внутренних, то есть созерцательных методов практики.
Наставник Луипа выделял шесть типов тантр: тантры Ритуалов (калпа), Действия (крия), Исполнения (чарья), Йоги, Тайной йоги, Совершенно тайной йоги. Первая из этих категорий, указывает Бутон, включает тексты, подробно описывающие детали проведения различных ритуалов, например при изготовлении лекарств и т.д., и в основном не выходит за рамки Крия-тантр. Последняя же категория возникает за счет выделения в самостоятельный разряд "материнских тантр" Махайоги.
Класс Ритуалов (калпа) имеется также и в семеричной классификации Чжово Атиши, содержащейся в его автокомментарии на "Светильник на пути пробуждения"8. Седьмой класс в системе Атиши появляется за счет обособления так называемых "Двойных" (убхая) тантр, относящихся, по мнению Бутона, к разрядам Чарья- и Йога-тантр одновременно. Цонкапа, поясняя термин "двойные", указывает, что он употреблялся уже в таких текстах, как "Тантра украшения ваджрной сущности" и "Пословный комментарий на Вайрочана-абхисамбодхи" Буддхагухьи, и смысл его состоит в том, что в тантрах данного типа одинаково употребляются и внешние действия и внутренняя йога.9
Все вышеупомянутые классификации тантр не получили значительного распространения в Тибете, поскольку поддавались более или менее убедительной редукции к господствующей четверичной классификации, принятой Бутоном в его редакции канона. О классификации Бутона мы будем говорить более подробно, но вначале остановимся на единственной системе классификации, оказавшейся конкурентноспособной по отношению к четверичной и сохранившейся до настоящего времени в старейшей школе тибетского буддизма – Ньингма.

Бутон приводит еще целый ряд подходов к обоснованию четверичного разделения тантр:

"По четырем кастам людей.
Люди из касты брахманов склонны к верованиям о достижении Освобождения лицами благородного происхождения с помощью ритуалов. Они с радостью предаются аскезе, ритуальным омовениям и подобному – то есть тяготеют к Крия-тантрам.
Люди из рода торговцев (т.е. вайшьи. – А.Т.) не способны к тяжкому подвижничеству, не занимаются они и низкими делами. Они склонны сочетать метод внутренней йоги и мудрости – с внешними действиями, т.е. тяготеют к Чарья-тантрам.
Люди царского рода (кшатрии. – А.Т.) совсем не способны к аскезе, привержены к пяти удовольствиям27 и тяготеют к Йога-тантрам.
Простолюдины (шудры. – А.Т.) – нечисты телом, творят зло, не раздумывая, едят пять видов мяса и пять нектаров28, делают черную работу, – для них Ануттарайога-тантры".29
Бутон не высказывает своего отношения к данной классификации, однако Чже Цонкапа, упоминая о ней, добавляет, что это мнение, отталкивающееся от комментария Аламакалаши к тантре Ваджрамала, совершенно поверхностно и не имеет отношения к реальности. Для нас оно, тем не менее, представляет интерес как первый пример внешнего нарочитого принижения сторонников тантр высшей йоги. Далее мы проследим развитие данной идеи.

Классификация по четырем типам аффектантов (с.: клеша, т.: nyon-mоngs)
Вообще, как уже говорилось, в буддизме выделяются три коренных аффектанта – похоть, гнев и неведение. Бутон относит к категории Крия-тантр людей с сильным и средним неведением. Для тех, у кого лишь слабое неведение, – Чарья-тантры. Тем, у кого слабое или среднее неведение дополнено средней силы похотью и гневом, предназначены Йога-тантры. Ануттарайога-тантры – для тех, у кого наиболее сильны все три "яда".
Здесь опять адепты Ануттарайоги показаны как наиболее погрязшие в сансаре люди. Тем эффективнее должны быть методы йоги, которые позволяют самым греховным личностям быстрее всех достичь совершенства, подразумевают такого рода утверждения.
При разработке рассматриваемой классификации в "Высшем светоче" добавляется пятый класс "Йогини-тантр" для тех, у кого "сильнейшие из сильнейших аффектантов"30. Обычно же Йогини-тантры рассматриваются как подкласс Ануттарайога-тантр.

Классификация по способностям
"Личности с низшими способностями, малым умом – удовлетворяются внешними действиями, омовениями и т.д. Это для них придуманы внешние иконы (тиб.: phyi'i bris-sku) и тому подобное..."31 Адепты же Ануттарайога-тантр в данной системе – это те, кто обладает наибольшими способностями и остротой восприимчивости.

Классификация "по отпечаткам (санскр.: васанам) четырех обстоятельств-состояний"
Этот способ деления тантр исходит из того места Калачакра-тантры, где говорится о соответствии четырех ликов йидама Калачакры четырем типам тантр: "левый лик бодрствует, – соответственно склоняясь к грубому и внешнему, – Крия и Чарья-тантры. Правый лик пребывает в состоянии сна [-со сновидениями] и силой сновидений склоняется к явлениям ума (тиб.: sems-кyi snang-bа) – Йога-тантры. Передний лик – силой васан глубокого сна отлучен от мышления всех внешних мыслей Запада – Йогини-тантры. Задний лик – силой васан от наслаждений [характеризует] Уттарайога-тантры".

Калачакра-тантра стоит несколько особняком от других тантрийских традиций буддизма и отличается своеобразием многих аспектов теории и практики. Одним из первых отличий ее можно считать отличие терминологии, в которую вошло довольно много понятий, традиционно использовавшихся только индуистами. В частности, вышеприведенная система классификации тантр опирается на очень древнюю доктрину Упанишад о четырех состояниях психики, четвертое из которых наивысшее, синтезирует в себе три первых.32

Классификация "по времени"
Это чисто условное деление тантр, как говорит Бу-стон, может пониматься двояко: деление по времени суток, в которое занимаются медитацией, или деление по временным эпохам. Первый вариант обосновывается цитатой из базового комментария Калачакры-тантры – Вималапрабха:
"Здесь медитация в первую стражу – тантры улыбки,
медитация в третью стражу – тантры взгляда,
медитация в пятую стражу – тантры прикосновения к груди
и медитация в седьмую стражу – тантры держания рукой.

Таковы четыре разряда тантр".33
Второй вариант временного деления исходит из традиционной индийской мифемы о четырех эпохах (югах) мировой истории. Бутон поясняет, что Крия-тантры предназначены для "совершенной" эпохи – Сатья-юги, Чарья-тантры – для Двапара-юги, Йога-тантры – для Трета-юги и, наконец, Ануттара-тантры – для наихудшей, современной эпохи – Кали-юги.34

January 2013

S M T W T F S
   1 2 3 4 5
6 7 8 9 101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 22nd, 2025 12:20 pm
Powered by Dreamwidth Studios