Dec. 24th, 2011

nandzed: (Default)
"Семь звезд суть ангелы Отца Небесного,

А семь светильников суть ангелы Матери Земной.

Дух же человеческий есть пламя,

Струящееся между светом звездным и горящей свечой:

Мост священного света между землей и небом".

Откровение ессеев


Семь светилен золотых,
Голос, шуму вод подобный,
Ты не бей меня поддых
В невесомости утробной.

А из рога голубого
Ни рыдания, ни стона.
Берег, пеной утеплённый,
Как замазкою оконной.

От магнитных бурь хмелея,
Напевая свой псалом,
Ходит рыба подо льдом,
Лёд - как небо Птолемея...
nandzed: (Default)

Книга Анри Корбена французского философа и исламоведа, авторитетнейшего исследователя иранской суфийской мистики и шиитского гностицизма повествует о том, что одним из лейтмотивов иранской суфийской литературы является «Поиск Востока», но это Поиск того Востока, который, как нас предупреждают (если мы еще не догадываемся сами), не находится и не может находиться на наших географических картах. Этот Восток не входит ни в одну из семи сторон земли; он, по сути дела, представляет собою восьмую сторону. И направление, в котором осуществляются поиски этой «восьмой стороны» является не горизонтальным, а вертикальным. Этот мистический, сверхчувственный Восток, место Зарождения и Возвращения, цель вечного Поиска, есть ничто иное, как небесный полюс; это Полюс с заглавной буквы, крайний север, столь крайний, что его можно считать порогом «инобытийного» измерения. Вот почему он открывается лишь определённому модусу присутствия в мире и может открыться только через него. А ведь существуют и другие модусы, которым он не откроется никогда. Этот модус присутствия как раз и является модусом бытия суфия, а в его лице — и всей духовной семьи, к которой принадлежит суфизм, в особенности суфизм иранский. Orient, искомый мистиком, Восток, не находящий себе места на наших картах, расположен в направлении севера, по ту сторону севера. Приблизить нас к этому космическому северу, избранному как точка ориентации, может лишь движение, направленное вверх.
 


 
 

nandzed: (Default)

 Избранные сочинения Ибн Сины в двух томах

 

В данную книгу, состоящую из двух томов сочинений Ибн Сины, вошли четыре его произведения: “Восточная философия” (“ал-Хикма ал-машрикийа”), “Руководство по философии”(Китаб ал-хидая),”Трактат об определениях”(ар-Рисала фи-л-худуд), “Трактат об этике (“ар- Рисала фи-л-ахлак”)...

 

nandzed: (Default)
Как уже было сказано, модерн опирался на христианство, но последовательно лишал его метафизики. А потому за 19 столетие он совсем остыл. Тут-то и разгорелся красный проект, своим жаром удививший весь мир модерна, подогрел его и продлил его жизнь ещё на 80 лет. Как только коммунисты отвергли метафизику, с ними начало происходить тоже самое, что и с модерном. Удушение метафизики в нашем великом проекте привело к смерти горящих душ советских людей. Ведь человеку метафизика жизненно необходима. Он единственное существо на земле, которое понимает, что когда-то умрёт.

На эту смертность человек сначала ответил обрядами и утешением в загробной жизни. Это утешение было нужно, чтобы двигаться к прогрессу и знаниям. Советские люди двигались не ради утешения в загробной жизни, но ради будущих поколений, в определённый момент начав терять ту метафизику, которая давала утешительность собственной жизни. Но сама идея коллективизм в той или иной мере смогла дать свою утешительность, ведь это индивидуализм не может жить без метафизики вообще, а коллективизм способен выживать ради коллектива, окружающих людей. И когда у советского человека начали отнимать и коллективизм, он запутался совсем. Утешительности не осталось, вместе с ней потерялись все смыслы и все идеалы. Мобилизационный порыв закончился, а заменять его метафизикой никто не стал. И здание начало рушиться стремительно.

Метафизика единственное, что преодолевает смертную болезнь, которая обесценивает жизнь, когда падает коллективизм.Без метафизики русские теряют все смыслы. Это как раз та стена, которая защищает их от бессмысленности жизни. Именно поэтому сегодня мы видим, как сквозь асфальт девяностых, который сломал все смыслы и идеалы, прорастает зелёная «трава» – люди, тянущиеся к метафизике, сложности, великому делу. Русская душа в этом плане очень требовательна, поэтому сегодня повсеместно мы видим невозможное.
nt>

http://eot-su.livejournal.com/190881.html#cutid1
nandzed: (Default)
Итак, с древних времен китайцы окружали себя веществами, насыщенными ян. Носимые на теле, они служили порукой силы, здоровья, долгой жизни. Их присутствием человек причащался к небесной иерархии, которую они представляли, будучи символами Небесного и Солярного Принципа; вещества же, насыщенные инь, были символами Принципа Теллурического, плодоносной Земли, утробы, родящей металлы и растения. Золото, нефрит и другие вещества, богатые ян, не только даровали человеку, который их носил (или усваивал с пищей), долгожительство и отменное здоровье, но и помогали войти в гармонию с самим Принципом, чьим символом являлись... это был вопрос не одной только гигиены, медицины или алхимии, но и добродетели – общественной, семейной, религиозной.

Мирча Элиаде, "Азиатская алхимия"
nandzed: (Default)
Нефрит являет собой средоточие элемента ян и борьбы с распадом (с функцией элемента инь, чья динамика требует вечного превращения, вечного перегорания, норовя свести все в прах, подчинить Земле). Элемент инъ – женский элемент- в миг смерти стремится всколыхнуть все, что есть жидкого в человеческом теле, все, что может служить орудием разложения. Этому разлагающему действию нефрит противопоставляет всю благодатную мощь ян. Нефрит принимали внутрь еще во времена династии Чжоу. А в позднем даосизме проводится мысль, что нефрит – пища духов и что он обеспечивает бессмертие.

Все эти символы и эмблемы не стоят особняком в социальной и духовной жизни Китая, но переплетены с ней. Нефрит играет существенную роль в древнекитайском обществе, формулирует его символику, питает его психологию. Не одной лишь причастностью к элементу ян и к достижению “бессмертия” исчерпывается применение нефрита. Нефритовые запястья и другие украшения, носимые или надеваемые в определенных обстоятельствах, сами по себе – своим цветом, формой, звуком, который они издают при ударе друг о друга, – выражают социальное положение тех, на ком надеты . Одновременно нефритовое украшение было и эмблемой духовного пути человека – не только ярлыком социального класса, официальной роли, которую он исполнял. Бань Гу пишет в книге “Бай ху тун”: “Предметы, которые носят на поясе, указывают на помыслы человека и подтверждают его умения. Посему тот, кто культивирует нравственное поведение (дао, “путь” в понимании конфуцианства ), носит кольцо. Тот, кто закладывает в основу своего поведения разум и добродетель (дао дэ в понимании Лао-цзы), носит украшения кун.

Тот, кто мастер решать (цзюэ) неприятные или спорные вопросы… носит половину кольца (цзюэ другим иероглифом). Так что по роду украшений, которые человек навешивает на свой пояс, можно заключить, в чем он искусен”. Обо всех героях и императорах Древнего Китая есть легенды, где фигурирует нефрит. О великом Хуан-ди, первом императоре, говорится, что он принимал жидкий нефрит. Я так подробно останавливаюсь на универсальном применении нефрита в коллективной и духовной (индивидуальное “бессмертие”) жизни Китая, с тем чтобы как можно точнее обозначить роль нефрита в алхимии и органичную связь последней со всей китайской традицией; доказать, что алхимия отнюдь не просто наука (по крайней мере, в данной ее форме), а главное, что о ней следует судить по документам именно такого рода, а не по документам с признаками наукообразия.

При всем том в тексте “Тао Хунцзин” жемчуг тоже упоминается как элемент, который “защищает тело от разложения”. В мифической истории Китая правители и герои часто являются, “убранные нефритами и жемчугами”. Явственна связь жемчуга, этого драгоценного вещества, с драконом – фантастическим животным, спецификой Китая. Весь символизм жемчуга – женский – и выдает морскую традицию, противоположную материковой традиции нефрита. Жемчужина, воплощение женского принципа, символизирует жизнь и плодородие, будучи породнена с раковиной [вульва – раковина – жемчужина – второе рождение – бессмертие). Жемчужина и черепаха, по верованиям древних китайцев, растут и идут на убыль вслед за луной. Вполне вероятно, что символизм жемчужины в самом деле принадлежит морской традиции, разделяемой, впрочем, самыми разнообразными этническими группами, южноазиатскими и микронезийскими, с видимыми отзвуками в Индии, – и что этот символизм долгое время шел параллельно символизму нефрита. Так или иначе, в текстах, которыми мы располагаем, жемчужина, хотя и воплощает в себе женское начало, наделена теми же счастливыми магическими свойствами, что и нефрит.


М.Элиаде "Азиатская алхимия"

January 2013

S M T W T F S
   1 2 3 4 5
6 7 8 9 101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 25th, 2025 04:07 pm
Powered by Dreamwidth Studios