
Представим ситуацию: есть два соразмерных мира - мир субъективной реальности человека и мир объективной реальности. Человек, как самосознание, как самость, дан самому себе как пограничное существо, у которого по одну сторону - объективная реальность, по другую субъективная. Общая интеллектуальная установка в нашей культуре состоит в том, что сознанием человек обращен к объективной реальности.
Таким образом, при создании того или иного описания Мира объективной реальности фиксируется та или иная интеллектуальная установка по отношению ко всему, что для нас является объективной реальностью, причем из нее одно место чаще всего исключается. Это место - мы сами - как часть объективной реальности, потому что это место как бы не поддается освещению сознанием и интеллектом. Оно занято, мы в нем стоим и из него смотрим на все остальное.
Такой подход определяет магическое, концептуальное отношение к физическому телу. С одной стороны, сознанию любого человека понятно, что физическое тело - часть объективной реальности, существующая непосредственно внутри природы, внутри самой реальности, а значит - растворенная в ней, т.е. обладающая неисчислимым количеством связей с субъективной реальностью, и мы не можем выделить себя как часть объективной реальности в нечто отдельное. Но, поскольку это место занято, это Я - сам, то получается, что человек воспринимает себя как объективную реальность, как вещь.
Чтобы увидеть себя, человек перемещает взгляд как бы в объективную реальность, смотрит на себя со стороны, и оттуда воспринимает себя как вещь, как объект, как часть объективной реальности. Это положение создает некоторое интеллектуальное неудобство, и, чтобы избавиться от него, начинаются всевозможные интеллектуальные игры. Человеческое тело уподобляется космосу, реальности как таковой, и получается как бы космос в космосе. И все это только с одной целью - убрать интеллектуальный дискомфорт, который возникает при таком взгляде на себя.
Невозможность увидеть или помыслить себя изнутри - как часть объективной реальности - это первая дверь, отделяющая для нас субъективное от объективного.
( Read more... )