Нешёлковый путь (отрывок)
Nov. 21st, 2012 12:26 am![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Когда я еще не знал, что в моем уме скрыто и в этом Учитель благословен, из глубины пространств, как пот труда молитвы, выступил звук Дхармы и отделил тени от вещей, не отталкивая их друг от друга. Это поддержало непрерывность жизни, но изменило её ход. То, что было прежде направлением, сложенным действием того и этого, вдруг потеряло внимание, присущее духу живого существа, и, лишено такого источника движения, оборотилось недвижной рухлядью. «Если хотя бы единственная капля нектара имени Учителя попала бы мне в уши, слух преисполнился бы звуком Дхармы на бессчётное число жизней. Чудесные Три Драгоценности, сияние вашей славы да принесет счастье совершенное повсюду!» Можно ли так сказать, если уже всё сказано? А повторение – если не безотчётно, то либо тень, либо свет. Последний прям, поэтому путь его прямой. Не потому ли он известен как истинный, раз он единственный при множестве теней?
Жаль живущих в тени, ибо тени изменчивы и не имеют сущности, давая лишь искаженный облик явлений. Как говорил блаженный Осип Эмильевич, мы не знаем вещей, но очень чувствительны к изменению их положения. Если не можешь правильно разобраться в чувствах мира, будешь плутать, поражаемый, отвлекаемый ими в пользу одного от другого, не зная смысла ни того, ни этого. Это приводит к упадку, если внутренность твоя не имеет отпечатка истины столь сильного, чтоб дать вдохновение искать того, кто некогда оставил этот отпечаток. Либо середина ума усыхает, как в дыне шанка, что несъедобна, но приятно пахнет. Рано или поздно ум теряет аромат без укрепленья, и обступает его менее приятное - как всякого без сил. «Я в полном дерьме!» кричишь ты, но и это не знание, а только сумма впечатлений, которым ты не можешь, как ни старайся, придать истинный смысл.
А без этого ты смотришь на людей, охваченных сильным течением, и думаешь, что они имеют устремления и цели. Завидуешь, поглощаем ревностью, и даже пытаешься следовать им, но тщетно! Тебе кажется, что они просто более удачливы. Нет, у них тоже нет достижения. Стоит измениться течению в силе и направлении, и вот уже кто-то на мели высыхает, как старая лодка, брошенная хозяином. Остальные приспосабливаются к изменениям течения, которое несет их туда, где они ничего не знают пока. Их ум всегда обращен назад, копаясь в уже не существующем. Их ум тратится и отдает небытию свои силы, стремясь восставить прошлое в завтрашнем дне, но, не зная, сбудется ли это. А течение продолжает их колыхать среди надежды иметь и страха потерять. Нет осознающего течение сантаны, реки жизни! Все думают, что движутся сами.
Мысли их так же бессмысленны, как и впечатления, и становятся все более путаными, встречая водовороты реки и кружась на отмелях. Не имея будущего, тащат на себе бывшее, как монах, поражённый в уме внезапной наготой женщины, и запутанность всё растёт. Обманывают себя, своих детей, и так плодятся ложные взгляды. Питая и укрепляя их, начинают говорить: «Вот видите, как наша мудрость согласна с течением жизни!». Но вдруг опять меняется направление реки, и всё в прах...
Не так давно твое сознание блуждало одиноко в мирах перехода. И там ты принимал переправу за вечную стоянку вожделенного покоя. Поскольку ты не принимал усилий к движению туда или сюда, то на тебе исполнился закон для лишенных силы знания, и ты следовал путём, который диктовало твое прошлое. И вот ты опять плывешь со всеми, забыв, как перешел в жизнь и не думая, почему всё так родилось и движется. И думаешь опять: «Вот я, вот жизнь», ни на шаг не приближаясь к знанию ни того, ни другого. А всё вокруг пестрит и входит в ум, поскольку свято место пусто не бывает: либо ты поставишь там Закон, либо тебе поставят что придется. И не знаешь, что может быть скоро, как волос, вытянутый из масла, всё оставив позади, опять будешь выброшен силой своих деяний и побуждений в миры перехода. И так без смысла. Энергия проявляется, не спрашивая тебя, потому что ты сам не можешь ее спросить. Она и ставит, и разрушает, и нет избавления от жизни, ибо всё есть жизнь. Нет избавления от жизни, ибо она везде!
Конечно, все мы, как и ты, желаем себе добра. Но раз не видим, как всё есть на самом деле, мечемся туда и сюда, поражаемы ядами чувств. Хотя так просто быть честным перед собой и в каждую минуту понять, желаешь ли ты на самом деле того или иного, и увидеть, как большинство желаний не имеют корня в твоём сердце. Но ты ищешь и не находишь блаженства в исполнении желаний, которые пусты без тебя, а значит твоё желание блаженства имеет не внешнюю природу непостоянных вещей. А как ты ищешь одного и того же блаженства в непостоянном множестве вещей, это значит, что эта тяга постоянна, как и цель её – блаженство. И где ж его взять, если не снаружи?
Нити жизни людей спутались в узлы, и трудно распутать их, не разорвав, а это смерть. Но каждый дёргает за свою нить, побуждая связанных с ним соседей, это приносит им боль и радость, но никак не помогает им. Так в запутанности рождается беспутство. Имея крупные намерения, трудно помочь людям в их мышиной возне. А спутанные нити жизней не дают людям размаха действовать. «Учёность ныне учению не помогает, но лишь приводит к спорам, просветленность одного другим не помогает, а лишь дает злословью повод, быть наверху сейчас не помогает править мудро, но только сеет возмущенье, о нашем времени с печалью думай и отвращеньем!»
Приходя в мир и уходя из него по одиночке, тем не менее, живём все вместе, и эта общность и есть самый искушённый фокусник. Его иллюзиями мы зачарованы. Как не поддаться им, когда любая речь подобна эху? И, кажется, что хитро сплетена, но это только эхо. То, о чём говорит тебе иллюзия, совсем не то, что она значит. Чтоб быть свободным, можно просто не слушать, но это затруднительно среди людей. А можно познать источник теней, и всегда поймёшь, причину их движенья так, а не иначе, не обманываясь их речью.