![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)

Учение, переданное Намкаем Норбу Ринпоче в Намгьялгаре (Австралия) в декабре 1995 года.
ТАДРОЛ
Практика 25 тигле
"Эти учения Дзогчена связаны с Упадешей, а именно с передачей Тантры тагдрол, которую я получил от своего учителя Чанчуба Дорже.
В этом месте в тексте говорится о 25 тигле вселенной, которые выражают измерение мудрости Самантабхадры, и о том, как эта мудрость проявляется во всех живых существах. Как и Песня Ваджры, эти мантры очень важны для практики и объединения со знанием своего истинного состояния. Поэтому практики Дзогчена используют их, прежде всего, для обретения созерцания и реализации. Эти мантры более важны, чем пуджа.
В пудже много молитв, которые нужно петь, много визуализаций и прочего. Все это прекрасно, но не столь сущностно, как эти мантры. Например, мы можем использовать краткий, средний и длинный вариант туна: если вы понимаете истинный смысл, то краткий тун гораздо более важен, чем средний, потому что он более сущностен. В кратком туне есть только мантры, а в среднем – еще и молитвы на тибетском языке, например, молитва Падмасамбхаве и другим. В длинном туне – много текста на тибетском языке: обращения к охранителям, слова, которые выражают те или иные мысли, служат для установления связи и т. д., вследствие чего там больше работы ума.
Становясь хорошими практиками, обретя способность сосредотачиваться на смысле, мы можем использовать меньше слов и произносить только ОМ А ХУМ или даже только А.
Использовать только А – это прекрасно, намного лучше, чем каждый день читать длинные тексты, но если вместо того, чтобы по-настоящему пребывать в состоянии А, вы ограничиваетесь тем, что его воображаете, то живете в иллюзии и у вас возникают трудности. В таком случае лучше пользоваться книгой.
Эти 25 мантр, как и песня Ваджры, выражают единство Самантабхадры яб/юм, а каждая из них обладает особым действием: это, прежде всего, очищение неблагой кармы, затем, развитие ясности, способностей для достижения реализации и способностей к воссоединению. Вообще говоря, их действие может быть бесконечно разнообразным, но есть у них и особые функции.
В отличие от тантрийских практик, в которых мы, читая мантры, визуализируем семенной слог, мантру, испускаемый свет и тому подобное, что подразумевает работу ума, в данном случае, как и в Песне Ваджры, мы читаем мантры без какой-либо визуализации, просто зная, что звук выражает состояние Самантабхадры яб/юм и что именно это и есть наша потенциальность. Так мы оказываемся в звуке и объединяем с самим звуком свои ощущения и все измерение своего существа в целом.
Делая эту практику в ритрите, мы читаем все 25 мантр, а впоследствии можем использовать только те, что нам нужны. Эти мантры тоже тролва тругден (шесть освобождений), и поэтому они предназначены не только для чтения. На самом деле, они служат для создания причин освобождения даже тогда, когда их произносят, слушают, как их произносят другие, или же когда с их помощью наделяют силой воскурения и благовония, аромат которых может стать причиной освобождения, а также – нарисованную мандалу, которая, если носить ее на теле, становится причиной освобождения (тагдрол).
Ими можно также освятить морской песок, который, если им посыпать голову умершего человека или животного, становится причиной освобождения через соприкосновение. Кроме того, можно приготовить пять основных лекарств и другие составы, при изготовлении наделяя их силой с помощью мантры: через вкушение они зарождают причину освобождения в тех, кто их будет принимать. Таковы пять освобождений. Если же, произнося мантры, делать визуализацию, то это тоже становится причиной для освобождения. Итак, мы говорим о шести освобождениях.
Все эти методы особенно полезны для помощи людям, которые не занимаются практикой, потому что создают причину освобождения, причем не только для людей, но и для всех живых существ. Это не означает, что все эти существа тут же станут Буддами или Бодхисаттвами, но будет создана причина освобождения, которая позволит им это сделать, а главное – возможность переродиться в более высокой сфере, например, животному – в мире богов, асуров или людей, и благодаря этому вступит на путь. Создание благой причины для тех, кто не практикует, означает, что в следующей жизни они смогут следовать учению, а это очень важно.
И, наконец, благодаря силе этих мантр, те, кто, как и мы, находится на пути и потому не нуждается в причине для вступления на него, могут очистить препятствия и помехи, увеличить ясность, способность все объединять и входить в состояние созерцания и так далее. Вот почему эти мантры так важны.
КАК ДЕЛАТЬ ЭТУ ПРАКТИКУ
Мы можем делать эту практику, выполняя краткий тун, как обычно, до слов Прибежища и Бодхичитты: НАМО ГУРУ БХЬЯ и т. д. Затем произносим А, и все Древо Прибежища растворяется в белом А в центре нашего тела. Таким образом, мы некоторое время пребываем в единстве гуру-йоги. Затем произносим ОМ А ХУМ, три слога, символизирующие три состояния бытия, и, оставаясь в этом единстве, поем Песню Ваджры, которая, как вы знаете, выражает нераздельность Самантабхадры и Самантабхадри. Затем мы поем мантры одну за другой на ту же мелодию, что и Шесть Слогов Самантабхадры. Пропев так одну или больше мантр, в зависимости от потребности, поем пять раз мантру мирных божеств шитро: ОМ А ХУМ БОДХИЧИТТА МАХАСУКХА ДЖНЯНА ДХАТУ А. Затем, пропев слоги шести миров Самантабхадры: а А ХА ША СА МА – как обычно, произносим А и остаемся в состоянии созерцания, сохраняя ум в его естественном состоянии, ничего не исправляя и не изменяя. Завершаем практику посвящением заслуг.
ДЕЙСТВИЕ 25 МАНТР
1. КАРМА РАКША ГхИ ХАМ ТИ
Назначение первой мантры объясняется как вангпой шенпа догпэй чир. Вангпо – это шесть чувств, включая ум, в данном случае имеется в виду мысль. Увидев предмет, мы сразу же думаем: «Хорошая вещь, мне нравится». Так мы отвлекаемся и порождаем привязанность – в этом состоит наша проблема.
Первая мантра дает нам возможность эту проблему преодолеть. «Преодоление» означает, что привязанность исчезает сама собой, что облегчает достижение состояния освобождения. Буквальный смысл этой мантры понять трудно, потому что некоторые слова похожи на санскрит, а другие – на язык Уддияны, но на самом деле мы не знаем, что это за язык: возможно, язык Самантабхадры! Так или иначе, смысл – не главное, важно знать ее действие и ценность. Эта мантра выражает состояние звука Самантабхадры яб/юм. Достижение такого состояния единства – вот самое важное.
2. БхЭ КА РА НА СО ГАД ГЛИНг
Объяснение назначения второй мантры – пунгпой шенпа догпэй чир. Пунгпо означает «совокупность»: имеются в виду пять скандх, из-за которых мы порождаем привязанность. Например, если нам холодно, мы надеваем теплую одежду; если жарко – легкую и так далее: мы всегда стремимся создать для своего тела наилучшие условия. Это – привязанность, связанная с материальным телом, которая может расти беспредельно. Мы используем данную мантру, чтобы преодолеть такую привязанность, когда она слишком сильна или мешает при созерцании находиться в состоянии присутствия и создает трудности, а также, чтобы войти в состояние созерцания и объединиться с ним.
3. ПУ КА РИ ЛА БхА ДУ ТРИ.
Назначении третьей мантры – это юл кун шинпа догпэй чир. Юл значит «объект». Например, когда мы делаем практику шинэй, пять чувств сосредоточены на состоянии покоя и не вступают в контакт с объектами. Если есть какое-то движение, звук и тому подобное, мы замечаем их, но не отвлекаемся, и подлинного контакта нет, следовательно, мы остаемся в состоянии покоя. Зачем нам нужно такое состояние? Как только мы начинаем отвлекаться на объекты, сразу же возникает привязанность, вызывающая напряжение, и мы выходим из состояния созерцания. Чтобы справиться с такой трудностью, мы используем эту мантру.
4. РАМ ПА КА ЛА СА МИ КхЕ.
Назначение четвертой мантры – сэмки нгопо порвэй чир. Наибольшие трудности связаны с мыслями. Если мы, обладая присутствием, что-то увидели, ум может управлять нашими действиями, и поэтому у нас есть возможность владеть мыслями.
Бывает, что чувства и их взаимодействие с объектами составляют часть нашей ясности. Если мы, находясь в состоянии созерцания, что-то увидели или услышали, то сам факт зрительного или слухового ощущения – только часть нашего восприятия, и никакой проблемы не возникает. Если же мы замечаем объект и в уме складывается суждение о нем, то здесь уже есть проблема.
Хотя сами чувства не создают проблемы, ум создает их постоянно. Когда чувства негативны, - например, мы закрываем глаза и ничего не видим или затыкаем уши и ничего не слышим, и никакой проблемы не возникает, но остается ум: он всегда в движении и всегда создает проблемы.
Ум похож на дикого зверя, которого никак не удается укротить, - вот почему, даже находясь в созерцании, мы вынуждены бороться с умом. Если у нас есть такие трудности, то мы применяем мантру для укрощения ума.
5. МА ТАНг ПхА ПхЭР РАСМИ ТИ.
Назначение пятой мантры – чунг цор нэ су чедпэй чир. Бывает, когда мы находимся в созерцании, нам мешает вялость и мы не осознаем, что возникают мысли, не замечаем, что происходит. В таком случае, чтобы освежить свое присутствие, чуткость и т. д., мы используем эту мантру.
6. КхА ТА РЭКА СА МИГ РЛУНг.
Назначение шестой мантры – ду цог нангва нго сунг чир. Обычно дуцог означает все составное, все вещи; нангва – это видение. В учении Дзогчен видение считается украшением нашей истинной потенциальности и нечистое видение не считается плохим. Если в переживаниях, сопровождающих нашу практику, проявляется чистое видение, например, божество или мандала, то мы считаем, что обрели некоторую реализацию и практика приносит плоды. Все это верно, таков признак частичной реализации, но, когда у нас есть видения, мы можем легко впасть в двойственность: видение – это одно, а я сам – это другое. И это может стать препятствием, неблагоприятным фактором.
Согласно учению Дзогчен, в состоянии созерцания нет места разделению на чистое и нечистое видение: они одинаковы, между ними нет никакой разницы – и то, и другое есть составная часть проявления собственной энергии.
Наше истинное состояние подобно зеркалу, обладающему бесконечной способностью проявления. Свойство зеркала - отражать находящиеся перед ним предметы, красивые или уродливые. Что бы ни проявлялось, это всегда – проявление самого зеркала, и ничего дурного в этом нет. Такой взгляд соответствует учению Дзогчен.
Когда мы находимся в созерцании, нет никакой разницы между хорошим и плохим, благим и неблагим: обе противоположности суть одно и то же. Важно обладать присутствием и замечать, что происходит, независимо от того, хорошо это или плохо. В системе сутр есть понятие «различающая мудрость», со сор тогпэй йеше.
Согласно учению Дзогчен, пребывать в созерцании не означает уподобиться статуе Будды, но отчетливо воспринимать все: хорошее, дурное - любое, не отвлекаясь на оценки. Вот что такое всеведение, мудрость, и это чрезвычайно важно. Все составное есть часть всеобъемлющего видения: ведь на самом деле «видение» означает не только то, что мы видим глазами, но включает в себя в себя и звуки, запахи и все прочее – субъект и объект, любой контакт, осуществляемый с помощью чувств. Нужно очень ясно все различать.
Многшие из вас, наверное, знают Шесть Ваджрных Строф – очень важное в Дзогчене коренное Учение. В первых двух его стихах говорится то же самое – что природа всех вещей не двойственна, это пустота, но каждый предмет и каждое существо следует узнавать и следует различать очень ясно, не считая ничего недостижимым. Все это связано с мудростью качества и количества. Чтобы обрести эту мудрость, нам нужно преодолеть вялость и развивать ясность во время созерцания, для чего и предназначена шестая мантра.
7. А КЭ РА НА БхЭ ЦАК ША.
Назначение седьмой мантры – ригпа цон рар жугпэй чир. Ригпа подразумевает способность распознавать свою истинную природу, по-настоящему ее понимать, проникнуться знанием.