Объективное искусство. Знание. Передача
Jun. 14th, 2012 01:45 am![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)

Орнамент, содержащий эзотерическое знание не должен быть каким-то специальным. «Эзотеричность» орнамента может зависеть от нашей способности его «читать». Кроме того, совершенно обычный ковер вполне может содержать такое знание, пишет Виктор Олсуфьев. Так же точно, как обычная книжка в мягкой обложке будет заключать в себе ту же информацию, что и редкое нумерованное издание этой же книги.
Довольно хорошо известно, что суфии использовали искусство ковроткачества для передачи знания. Но в этой связи можно говорить не только о коврах и архитектурном орнаменте. К примеру, резные двери в некоторых регионах могли содержать, скажем, важную информацию, относящуюся к такой далекой казалось бы области, как алхимия. Садовое искусство также использовалось для передачи определенных влияний. Ту же функцию несли некоторые специальные произведения искусства. Даже такие обыденные предметы как кухонная утварь могли быть украшены, например, гравированным орнаментом, содержащим специальную информацию.
Если вспомнить художественный канон тибетских тханок, там мы также видим рисунок как средство для поддержания правильного созерцания божества-идама. Хотя многие из тханок кажутся западным людям неискусными, изображения - непропорциональными, но это просто потому что западные люди не на то смотрят))), они невосприимчивы к тому, что сообщают эти тханки.
Все это относится к т.н. «объективному искусству», то есть искусству, создаваемому сознательными людьми для определённой цели.

Впрочем, некоторые специальные предметы могли содержать не знание, а особые силы («предметы силы»), или, нередко, и то и другое одновременно. Невежественным людям «предметы силы» могли принести не пользу, а вред. Но люди с развитым непосредственным восприятием («видением») в состоянии избежать нежелательных последствий.
Сказанное выше вполне может объяснить постоянный интерес Идриса Шаха к собиранию предметов старины. Несомненно, что он обладал внутренним восприятием развитым достаточно для того, чтобы отыскивать важные объекты, содержащие специальную информацию или силу (не говоря уже о хорошем знании материальной ценности). В Туркестане (хотя и не только там) передачей специального знания через архитектуру, ремесла и др. занимались члены Накшбандийской Традиции («дизайнеры»). К тому же некоторые книги содержали важные виды информации или влияний, которые могли быть получены не только путем чтения. В «Книге Книг» Идрис Шах не без сарказма писал: «Это было время, когда ученые были ограниченными и буквально мыслящими. Они могли себе представить только книгу, которая могла говорить нечто, но не книгу, которая могла делать нечто».

Однако, в Тибете понятие о таких книгах среди практиков ваджраяны было широко распространено. Оно их прикосновение считалось чрезвычайно полезным. Собственно, традиция благословлять, прикасаясь к темени (брахмарендре) книгой, происходит именно отсюда. Есть класс текстов практик, называемых тадрол - эти методы через использование умовосприятия и пяти чувств зарождают в потоке сознания причины для будущего освобождения. Вот что говорится в самовозникшей тантре дзогчен «ЕДИНСТВЕННЫЙ СЫН ВСЕХ БУДД»:
"Эта самовозникшая тантра освобождает через видение, слушание и ношение".
"Для блага всех живых существ, кто видит, слышит или думает о ней,
Совершает восхваления и подношения, а так же говорит о ней,
Прикасается и связан с ней,
Быстро достигнут истинного , совершенного пробуждения!"
Такие тексты класса тадрол кладут умирающим людям на грудь, к сердечному центру, чтобы облегчить уход, сделать его свободнее и создать причину для будущего освобождения, даже если человек не практиковал буийские методы. Был случай, когда мне довелось декламировать эту тантру животным в зоопарке. Особенно внимательны были (это проявилось в резком изменении поведения) все, кто имел отношение к миру нагов - крокодил, вообще земноводные рептилии и различные змеи. Но это отдельная тема.