Oct. 20th, 2011

nandzed: (Default)

Когда смотрю такие вещи, как "Вас вызывает Таймыр", становится так жалко всех этих людей, хоть плачь. А параллельно усекаешь, сквозь непересыхающие невидимые слёзы, как режиссер заставил молодую тогда еще актрису, которая ушла нынче почти полностью в церковные старосты, играть избыток энергии, тот самый, который синоним счастья - и он там есть у гостиничной уборщицы. Это вам не "потомок тени отца Гамлета", вдруг возникши на мгновенье на границе света и тьмы... Недавняя шутка дочки. И тут же Шклярик (Ханжинское въелось незаметно) в конце 80-х, Господи, молодой совсем, без очков, его жизнь уже прошла и прошла на моих глазах, будто я виноват... А теперь у него глаза - как у меня, когда я созерцаю Царя смерти, неподвижные. А мальчик за стойкой в ТВ-проге радостно вещает про робота с 12-ю пальцами - он играет на фортепиано, но не понимает, что нужно в этом месте приглушённо, сфумато - у него просто 12 пальцев и все без чувств. И справляют 75-летие Гилельса, и вдруг все так заговорили, будто понять Эмиля и есть понять Рахманинова. Когда эта чушь возникла? С каких пор техницист Гилельс стал вдруг символ русского пианизма? Что я упустил? Дурнину сна? Остаётся только "Ом таре туттаре туре дурними дурсова сваха"... Но русские этого уже и не знают. Зато хорошо понимаешь Миларепу в ретрите с чашей чанга. И это важно. Потом будет и для русских. Они ещё ничего не знают про себя и копаются в объедках своего прошлого, таких ещё вкусных. Ещё тёплых.



nandzed: (Default)

Рис. 93. Ужасная девата — богиня Лхамо, буддийская форма Кали. Тибет, 18 в.


О развитии тантрачары (тантрической практики) свидетельствуют определенные ссылки в Дивьявадане, собрании буддистских историй, датируемых вторым или третьим веком н.э. Особенно это касается истории об Ананде, близком ученике исторического Будды. Странствуя возле Шравасти, дочь чандалы (Матанги) с первого взгляда влюбилась в Ананду. Понимая, что исполнение ее желания заполучить его невозможно, она обратилась за помощью к своей матери, бывшей махавидьядхари (сведущей в магических заклинаниях). Мать приготовила жертвенный алтарь, сделала подношение 108 цветов и рецитировала мантру богини Амале Вимале. Эта мантра является частью аборигенной традиции Шабара Маты; она составлена на языке, представляющем собой смесь пракрита и санскрита. Под влиянием звучания этой мантры Ананда, как гласит текст, потерял контроль над собой и был сильно возбужден. Тогда Будда дал ему мантру, называемую Садакшари Видья, для противодействия магии Богини. Впоследствии Будда объяснил Ананде важность этой мантры; более того, он рассказал, что эта мантра должна использоваться совместно с амулетом в виде шнурка, который завязывается на руке для защиты. Язык этой мантры очень архаичен и сегодня полностью не может быть расшифрован. Но, по крайней мере, можно определить, что мантра является продуктом добуддистской традиции и что такие практики были восприняты учителями ранней сарвастивады с целью популяризации буддизма.

"Тантра Враджая"
nandzed: (Default)

Рис. 155. Камни для шелушения риса, которым поклоняются как символам мужского и женского. Бенгалия, наше время.

Определенно важной вехой в истории развития тантризма было появление иконографической формы Кали, являющейся значимым проявлением Шакти, где-то между кушанским и гуптским периодами. Самое ранее упоминание о ней как об одном из семи языков Агни содержится в Мундака-упанишаде (2.4). Но Ашвагхоша, буддист, бывший автором Буддхачариты и Саундрарананды, описывал ее как вызывающую ужас женщину (божество?), держащую череп (kapAla), которая, принадлежа к воинству Мары, пыталась отвратить Будду от его медитаций. Это показывает, что взгляд буддистов на богиню Кали был исполнен некоторого предубеждения; но, тем не менее, это очень раннее упоминание о связи капалы с богиней Кали.  Знаменитый поэт Калидаса, писавший на санскрите, упоминает Кали в Кумарасамбхаве; она, носящая украшения, сделанные из черепов, посещает свадьбу Шивы и Парвати. В Деви-махатмье, самом важном  шактистском и тантрическом тексте, Кали также упоминается как Чамунда (7.18) и как Махакали (12.37); в этих формах она представляет грозные и разрушительные аспекты Высшей Силы. Деви-махатмья, иначе именуемая Чанди-патха или Дурга-сапташати, является жизненно важной для изучения развития шактизма в контексте индийской истории. В основном она датируется временем между 5 и 7 вв. н. э., но отсутствие какого-либо упоминания о Ганеше и Ганешани побуждает предположить, что она была составлена в то время, когда Ганеша еще не был признан в качестве брахманского божества. Прочие брахманские боги, такие как Шива, Вишну и Сканда упоминаются в тексте, но Ганеша еще не был включен в сферу ортодоксии, следовательно, текст должен датироваться ранее пятого века н.э., или началом четвертого или даже третьим веком. Нет сомнения, что Деви-махатмье присущи все основные характерные черты Тантры – всеобъемлющая преданность Богине, жертвоприношения на огне в ее честь, система джапы (мистические песнопения), подношения, которые включают плоть почитателя и упоминания материального наслаждения (бхукти) и освобождения (мукти). В тексте идет речь о тройственных формах Высшей Силы, которые символически основываются на трех элементах; это тамас (тьма), раджас (блеск) и саттва (чистота), которые представлены соответственно ее аспектами, именуемыми Тамаси или Йоганидрой, Махишамардини и Сарасвати. Эти формы, упоминаемые в Деви-махатмье, символизируют внутреннее движение от тьмы невежества к свету знания.

January 2013

S M T W T F S
   1 2 3 4 5
6 7 8 9 101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Aug. 20th, 2025 10:54 am
Powered by Dreamwidth Studios