***
В педагогику, всё-таки, приходишь с очень идеалистическим представлением о детях. Как минимум, есть некоторая идея о том, что они игручие, любознательные и не такие унылые и грязные, как взрослые. А дальше бывает, как выражаются мои любимые сатанисты, чугунная жопа реальности.
Во-первых, они не игручие. То есть игручие, но совершенно не в том смысле, в каком хочется. Ты к ним подходишь и предлагаешь научить новой игре, а они тебе хором: "Не хотим!" - после чего уходят в беседку и хором там ревут, как звери. Долго ревут и бессодержательно. И им это гораздо больше нравится, потому что мозг напрягать не надо.
Во-вторых, они не имеют ровным счётом никакого отношения к тем невинным ангелочкам, которых изобрели в христианстве и которых почему-то идентифицируют с детьми до семи лет. Хотите увидеть лицо, искажённое ненавистью, или глаза, неприятно липкие от жадности, - приходите в детский сад. Взрослого надо ещё поискать, чтобы у него всё было в таком чистом и неокультуренном виде, а у детей - сколько угодно. И всё это на вкус ужасно противное и грязное, так что хочется сразу отойти подальше, но надо совсем наоборот - подойти поближе и попытаться объяснить, что так не надо. После чего дитя смеётся и через некоторое время опять делает всё то же самое.
И им, конечно, можно впаривать разные высокие материи, и они как нефиг делать запоминают всякую ерунду типа истории сотворения мира, но на самом деле надо начинать с чего-то очень простого: что вокруг есть другие люди, что у них какие-то свои желания и цели, в соответствии с которыми они живут, и что если ты обижаешь других, то симпатичные хорошие люди будут обходить тебя по большому радиусу, а с тобой рядом останутся только такие же бандиты, которые тоже будут давать тебе по шее. Сострадание всяческое - это слишком круто. Бессмысленно пытаться объяснить ребёнку, что когда он кого-то бьёт, тому больно. Ребёнок не дурак. Он прекрасно знает, что больно. Он, к сожалению, именно потому это и делает.
Да и вообще ничем нельзя объяснить, что нужно думать о других людях и как-то пытаться о них заботиться. Простым глазом видно, что для выживания это совершенно необязательно, и обойтись без этого очень легко. Заботу можно только демонстрировать личным примером и уповать на то, что если сам ты детям скорее нравишься, то иногда они будут делать так же, как ты. Люди же, в общем, добры не потому, что они пришли к обоснованному выводу, что так надо, а просто потому, что им это нравится. А бывает, что и не нравится. Совершенно непонятно, что делать в этом случае.