![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)

Среди монахов и йогинов Монголии цикл Ваджрабхайравы был, возможно, даже более популярен, чем в Тибете. Похоже, все немногочисленные божества пантеона гелуг-па с головами животных вызывали особую симпатию у монголов – вторым после Ваджрабхайравы по популярности был Хаягрива (Rta mgrin; "Лошадиная шея") (тут автор несколько ошибается, например, чрезвычайно популярный среди монголов как бог войны и защитник воинов Жамсаран (Бегдзе) вовсе не имеет никаких элементов анимализма, более того, сам Ваджрабхайрава имеет голову, выглядящую только по сходству с бычьей - на самом деле это типичный облик существ класса яма - рогатых, которых многие люди описывали как чертей в аду; Будда Манджушри из сострадания проявился в их измерении как Ваджрабхайрава - для принесения пользы всем живым существам и потому имеет вид существ класса яма - Нандзед Дордже).

Практики Ваджрабхайравы в Монголии были известны среди простого народа гораздо больше, чем в Тибете – благодаря монахам-проповедникам и местным властям, распространявших эти тексты без полного набора необходимых посвящений (к изрядной тревоге официальной элиты гелуг-па):
«Великодушно решив распространить учение Будды, хан хорчинов [монголов] Тушету объявил: «Я дам коня каждому, кто выучит наизусть суть Учения, и корову каждому, кто сможет прочитать наизусть дхарани Ямантаки!» После этого все нищие и обездоленные принялись учить молитвы сообразно своим умственным способностям. Поскольку хан выполнил обещание и наградил всех, кто правильно выучил, появилось очень много верующих…» (Heissig 1980: 36-7; из биографии монгольского монаха Neici Toin (1557-1653).

Неудивительно, что среди монголов Ваджрабхайрава (или Ямантака) часто призывается в заклинаниях, направленных на мирские нужды, например, для наладки ружья, чтобы оно стреляло точнее (см. монгольские тексты под названием buu-yin tarni (дхарани ружья) и buu-yin sang (подношение благовоний ружья); см. Rinchen 1959: 38-40).
Хотя большинство монгольских лам писали на классическом тибетском, существует несколько текстов о Ваджрабхайраве на монгольском языке – хотя в некоторых случаях (из-за отсутствия колофона) неясно, оригинальные это работы или переводы с тибетского. Краткий список текстов о Ваджрабхайраве на монгольском приведен в библиографии, Ic. Вероятно, существует ещё множество неизвестных нам текстов, хранящихся в монгольских библиотеках, архивах или в личных коллекциях (gsung 'bum) учёных монгольских лам.
Ваджрабхайрава был также одним из наиболее известных божеств в пекинском сообществе гелуг-па во время манчжурского нашествия, а также в других ламаистских центрах Китая и Манчжурии. У этого божества есть особая связь с правящим семейством Манчжурии – неслучайно явное созвучие между словами «Манджушри» и «Манчжурия» (бодхисаттва мудрости и мудрейшая нация Империи). Манджушри считался охранителем Манчжурии (так же, как Ваджрапани и Авалокитешвара защищали монголов и тибетцев, и в национальных чертах этих народов проявились соответственно сила и сострадание), и совершенно неудивительно, что Важрабхайрава – гневная форма Манджушри – оказался на службе Империи. Шестой зал великого Юнхэгуна (Дворца Гармонии) в Пекине был посвящён Ваджрабхайраве и другим формам Ямантаки, как и весь пекинский храм (Yamandaga-yin süme).
Мандала Ямантаки
Во времена манчжурского владычества сам город Пекин имел топографическое сходство с мандалой Ваджрабхайравы для защиты от каких-либо угроз (знаменитая статуя в Пей-хай представляла само божество, а Запретный город и Внешний город – три концентрические мандалы, см. Lessing 1956: 140).
ТАНТРЫ ВАДЖРАБХАЙРАВЫ, Тибетские и монгольские тексты с введением, переводом и комментариями, Bulcsu Siklоs, BA.
перевод kata_rasen